Ссылки

ИСТОРИЯ ВЫРГОРОДА, 2001—2006 (ч.2)

В 2004 году дисков вышло уже больше, чем кассет: 4-6 кассет (смотря как считать) и 7 дисков. С осени 2003 года начинается сотрудничество с Алексеем Смирновым, известным в интернете как AVSm. Выргород вознамерился выпустить новый альбом Чёрного Лукича и подготовить не вполне обычное по тем временам подарочное издание. Но на «достойный вид» не хватило бы денег, и я попросил целую тысячу долларов — огромные по тем временам деньги — у Алексея взаймы. Тогда этой суммы приблизительно хватало на диджипак[1] с буклетом. История этого альбома и его издания — четыре сведения, мастеринг, создание обложки (пять, кажется, разных вариантов) и видеобонуса — подробно изложена в статье AVSm’а «Как это было. История хождений по рукам и мукам "Марии"». Алексей Смирнов стал куратором издания «Марии» и следующего альбома Чёрного Лукича «Вересковый мёд».

Таким образом, в июне вышел первый выргородский диджипак. Даже сразу два: для уменьшения стоимости и ускорения процесса в типографию надо было подавать одновременно два диджипака. Вторым решено было выпускать концертный альбом группы «Дочь Монро и Кеннеди» с выразительным названием «Это пройдёт не сразу». Дизайн-вёрстку к нему пришлось ваять в цейтноте, за несколько дней. Я руководствовался рекомендациями друзей-продюсеров коллектива: «эти фотографии использовать, эти — не надо, эту фотку на лицо», и т.д. Единственное допущенное мной своеволие: разместил под прозрачный трэй не одобренную руководством технически слабую, но самую выразительную из имевшихся в распоряжении фотографию Светы Чапуриной. Ставить её на более почётное место не решился, а согласовывать было уже некогда. В итоге был нещадно раскритикован администрацией группы за неудавшуюся обложку, и за то, что единственную хорошую фотку загнал под трэй. Это была одна из моих последних попыток верстать обложки самостоятельно. Конечно, оформление концертника «Дочери Монро…» не относится к сильным сторонам этого безусловно интересного издания. Достаточно сравнить два печатавшихся одновременно диджипака — разница огромна. И немудрено: обложку к лукичёвской «Марии» создавал Антон Очиров. Через месяц после диска «Мария» вышла на аудиокассетах. А вот диск «Это пройдёт не сразу» на кассетах продублирован не был.

Готовилось, но так и не состоялось издание на кассетах самой ранней записи Светы Чапуриной — «Кобыль» (1993). У «Кобыля» печальная и поучительная история. Вскоре после создания альбома у автора записи Алексея Зайцева проходил квартирник Евгения Чичерина («Хмели-Сунели»). Концерт писали на ту же бобину, на которой уже был «Кобыль». Сторона кончилась, катушку перевернули и продолжили запись, забыв о том, что там «Кобыль». Так погиб оригинал альбома. Осталась копия на аудиокассете ужасающего качества. В 2003-2004 годах «Кобыль» реставрировался для издания последовательно Я-Хой и Алексеем Марковым. Когда работа наконец была завершена, у Лёши Маркова погиб компьютер со всем содержимым, в том числе с отреставрированным сольником Светланы Чапуриной.

В июле 2004 выходят «Минные поля», первый диск группы Дениса Третьякова «Церковь детства» — пересведённая музыкантами запись недавнего (осень 2003) концерта. Обложку нарисовал Антон Очиров, окончательную вёрстку сделал Саша Репьёв. Из оригинального рисунка Антона по просьбе Дениса были удалены силуэты деревенской церквушки с колоколенкой, поднимавшиеся из-за горизонта: автор отчего-то опасался тогда, что церковки на обложке вызовут упрёки в глумлении над святынями. Позже, при издании «Лаокоона», наблюдался занос в противоположную сторону: церковки деревянные, да сверху не кресты на них, а кроты.

Летом выходят две аудиокассеты с записями, уже изданными на компакт-дисках другими лейблами. В июле под названием «Made in France» выходит французская запись Ермена сотоварищи, напечатанная во Франции на CD под названием «Pank Rock du Kazakhstan», куда входят как песни «Адаптации», так и композиции казахскоязычного проекта Ермена «Бищара Балдар». Кассеты, как и винил, в отличие от CD приспособлены к разделению записи на две приблизительно равные части: на стороне «А» размещены песни «Адаптации», на стороне «Б» — «Бищара Балдар». А вот обложка кассеты проигрывает французскому CD-изданию: кассета выполнена в красно-чёрно-белом плакатном «левацком» стиле, а на обложку буклета французского диска помещена работа замечательного алма-атинского художника Куаныша Базаргалиева. Увидев диск, я кусал кулаки и говорил: «Второй тираж кассет напечатаем только с этой обложкой». Но до следующего тиража аудиокассета как носитель не дожила.

В августе Выргород выпускает на кассетах древний (декабрь 1987) «Квартирник у Егора» Чёрного Лукича, изданный на CD Ур-Реалистом. Кассетная обложка этого издания была сколь возможно доработана: почищены фотографии, уточнены и расширены сопроводительные комментарии к ним.

Серия концертов Рады, выпускавшихся замечательным издательством Ур-Реалист на пронумерованных CD-R’ах, называлась «Долги». Моя необъявленная серия «долги» началась осенью 2004 года кассетой обнинского автора Топы (Татьяны Поповой) «От весны до весны». Это один из авторов, с песнями которого я переплыл свой доХОРовский период, 1990-е. С 1992 года я слушал исключительно Александра Башлачёва и Юрия Наумова из великих, а также своих сверстников-товарищей, с кем мы вместе собирались и пели свои песни в 1993-1999 годах. Исполнительское наше «мастерство» (т.е. умение передать песню слушателю) хромало на все четыре лапы, но нам это было неважно. Выходу кассеты способствовал один из самых близких моих друзей Саша Шевчук: он организовал запись и координировал подготовку издания. На обложке кассеты воспроизведены работы (батики) автора. Так, безо всякого «дизайна», сама собой получилась лучшая кассетная обложка Выргорода.

Тогда же, осенью 2004 года, выходят ещё две кассеты, входящие в выр-каталог на особых правах.

Для кассеты «Тёплой Трассы» «Вниз и налево» (wmc-026) у меня долго лежала напечатанная обложка. Узнав, что Дмитрий Волынский (Rebel Records) собрался издавать архив «Тёплой Трассы», я отдал ему тираж обложек. Собственно, это единственная кассета «Трассы», произведённая лейблом «Rebel Records». Обложки к остальным шести альбомам ещё не были сделаны, а вскоре время этого звукового носителя безвозвратно ушло.

Другая история у аудиокассеты Эльдуса Сайфуллина «Демисезон» (wmc-028) — она единственная из кассетного каталога Выргорода печаталась по заказу автора, он же и забрал практически весь тираж. Творчество Эльдуса — это хороший настоящий шансон (не имеющий отношения к т.н. «русскому шансону»). С Эльдусом меня познакомила Юля Тузова. В январе 2003 года Эльдус устраивал у себя в Дубне фестиваль с участием Юли Тузовой, Юли Теуниковой, Владимира Белканова, Паши Клеща и Джека («Медведь-Шатунъ»). Эльдусу, как «своему парню», досталось от меня по полной: «человек наш, подождёт чуть-чуть, пока я со срочными делами разгребусь», — рассуждал я раз, и два, и три. В итоге кассета вышла гораздо позже, чем требовалось. Спасибо Эльдусу, он хоть и огорчался, но всё понял и не держал зла.

В ноябре 2004 года на компакт-дисках были изданы:

1) электрический альбом «Чёрного Лукича» «Вересковый мёд» (CDWYR-035). В 2000-2001 годах Лукич осуществил три студийных подхода к этому альбому. Одна версия, «нашерадийная», в итоге была отклонена целиком, а из двух других «Вересковый мёд» и был составлен в 2003-2004 годах. Мастерил альбом Аркадий Голубков. Он же спустя семь лет сделал ремастеринг для переиздания «Мёда».

2) толково отмастерённый «ЗвенигородкрыМ» Ромы ВПРа (CDWYR-009) в сопровождении редкого и глубокого «бонуса» и скандально известного яркого «бонуса бонусов»;

3) запись выступления «Чернозёма» в «Форпосте», получившая при публикации название «Паводок (Непонятный праздник)» (CDWYR-036). Концерт в «Форпосте» 7 ноября 2003 года состоял из двух отделений, в первом выступала «Рада & Терновник». Я до сих пор вспоминаю тот концерт как редкий случай удачного сочетания столь разных команд. Не знаю, почему, но тогда это получилось: одно выступление усиливало и дополняло другое;

4) «Адаптация» «Безвременье» (CDWYR-034). Выступление «Адаптации» 8 мая 1999 года в московском «Факеле» было издано на кассете «Отделением ВЫХОД» весной 2000 года, это было первое официальное издание группы. В CD-издание были добавлены две песни «Западного Фронта» и четыре песни Корнея, звучавшие на том же концерте. Когда был получен диск, я обнаружил, что порядок песен на нём не соответствует концертному. Выяснилось, что в процессе реставрации и мастеринга переместилась песня «Про дома». Тогда я напечатал «Безвременье» заново, исправив ошибку — вернув «Про дома» на своё место. Этот диск и поступил в продажу. Первый же тираж смирно лежал до 2009 года, когда правильное «Безвременье» закончилось. Тогда напечатали обложку к дискам, отбывшим пятилетний срок заключёния в заводской коробке.

С этим диском связана ещё одна история: я отдал группе сразу 200 авторских экземпляров «Безвременья». Но российская таможня на границе с Казахстаном их конфисковала, не помогли ни документы от издательства, ни то, что диски вёз автор. Ермену пришлось потом ездить на таможню и выкупать собственные диски.

С выходом «Безвременья», презентовавшегося в Москве 30 ноября (концерт-презентация спустя четыре года выйдет на DVD под названием "Хроника Безвременья"), четвёртый издательский год завершился.

В декабре 2004 года закончилась кассетная эпоха. В марте 2005 года я публиковал в «Живом Журнале» «докладную записку» о ситуации с кассетами. Записка пестрела намерениями «дораспродать», сделать ещё тираж, «дожать», — сейчас смешно читать о планах, предписанных покойнику. Кассетная дистрибьюция рухнула в одночасье: оптовые склады решили, что больше мучиться с этим копеечным товаром они не хотят. Ещё полгода-год остатки кассет вяло распродавались, но склады уже не восполняли запасы. И, самое главное, свежих альбомов на кассетах, за редчайшими исключениями, в 2005 году уже не было. Сначала люди вдалеке от Москвы страдали без кассетных поступлений, но постепенно и они перешли на CD, или же, минуя физический носитель, сразу на mp3.

От своих запасов аудиокассет я без труда избавился в 2005-2006 годах, а вот у «Отделения ВЫХОД» остались огромные запасы этой продукции.

Пятый год существования издательства стал переломным, и здесь надо сказать спасибо альбому Чёрного Лукича «Мария». Егор Летов высоко оценил как сам альбом, так и качество издания. И выразил желание выпустить что-нибудь на Выргороде. Сперва Егор намеревался предложить какой-нибудь редкий старый концертник. Я, конечно же, был не против концертника. Но при этом понимал, что начинать выпуск «Обороны» следует с чего-то максимально значимого, иначе издание не будет замечено. Наглядным пособием служил опыт «Ур-Реалиста», опубликовавшего в начале 2000-х годов обороновские редкости: «Свет и стулья» и «Психоделия tomorrow». Издания находились на периферии внимания и пользовались вялым спросом. Не хотелось угодить в подобное положение.

Осенью 2004 года вышла «Долгая счастливая жизнь», и я попытался побороться за право издать её вторую часть — «Реанимацию».

Тогда начинается другая история. Егор Летов задумал подготовить издание всех главных альбомов своих проектов — «Гражданской Обороны», «Егора и Опизденевших», «Коммунизма» — как собрание сочинений, одной серией. И директор группы Сергей Попков стал искать возможности осуществления этого масштабного замысла. Издания архивных альбомов крупным лейблам малоинтересны, а маленькие издательства не способны за год выпустить 40 дисков (именно так ставилась задача). Поэтому было решено предлагать выпускающим компаниям интересующий их новый альбом «Реанимация» вместе с бэк-каталогом. Договорились о выпуске этого «пакета» на RMG, но что-то у них не получилось, и они переадресовали группу к «Мистерии Звука», недавно выпустившей «Долгую счастливую жизнь». Егор не скрывал, что собрание задумано главным образом для публикации проблемных «Звездопада» и «Коммунизмов». Специально для этого с «Мистерией» был обговорен и порядок издания бэк-каталога. После стартовых «Прыг-Скока» и «Ста лет…» в хронологическом порядке должны были выходить два альбома «Коммунизма», один альбом «Обороны», два «Коммунизма», один «Обороны» (или сольного Егора), и так, пока не будут изданы все «Коммунизмы». Но осилить выпуск бэк-каталога даже «Мистерии Звука» с её целым юридическим отделом оказалось столь проблематично, что компания в конце концов предпочла отказаться от «сложных» изданий. Впрочем, к тому времени «Реанимация» уже была выпущена.

Готовя бэк-каталог для «Мистерии Звука», Егор исключил из него «Солнцеворот» и «Невыносимую лёгкость бытия», поскольку принял решение капитально их переработать. Когда стало понятно, что «Реанимации» Выргороду не видать, Егор предложил взяться за издание «старых-новых альбомов»: капитально переделанных и зеркально переназванных «Солнцеворота» и «Невыносимой лёгкости бытия».

«Лунный переворот» и «Сносная тяжесть небытия» вышли в декабре 2005 года. Егор относился к ним именно как к новым альбомам. На «Мистерии» вышли «Прыг-Скок» и «Сто лет одиночества», и более всего в них меня впечатлили попесенные авторские комментарии. Конечно же, для своих изданий я захотел заполучить такие же. На что Егор ответил, что сейчас эти альбомы издаются впервые, поэтому такие комментарии к ним пока неуместны. «Вот лет через десять будем их переиздавать — тогда можно», — добавил он.

Также осенью 2005 года выходят два диска «Адаптации»: «Уносимся прочь» (CDWYR-039) с песнями середины 1990-х годов, и «Так горит степь» (CDWYR-040) — один из самых ярких альбомов Ермена. Запись производилась в Павлодаре, группа в работе участия почти не принимала. Сначала предполагалось, что, подобно «Парашюту Александра Башлачёва», «Степь» будет проектом Ермена Анти. Потом всё же стало ясно, что это альбом «Адаптации», пусть и с другим составом. Выходить бы «Степи» года на три раньше, на полкорпуса обгоняя своё время... Но всё равно это — прорыв.

В конце декабря 2005 года появляются «Заговоры» (CDWYR-041) Рады. Мне чрезвычайно нравился концертный вариант этой программы, и в студийном воплощении я ожидал как минимум эпичности «Графики». Получилось цветисто, но не так драйвово, как вживую. Одно время у меня было ощущение, будто бы не удалось обуздать музыкантов: «пускай уж покажут себя, раз им этого хочется». Кстати, «Заговоры» и до сих пор — последняя студийная работа «Терновника».

Таким образом, 2005 год прибавил в каталог издательства 5 компакт-дисков. Но главное — с этого года Выргород стал издателем «Гражданской Обороны»

С декабря 2005 года заработал интернет-магазин Выргорода, написанный программистом Пашей Ступниковым, живущем в городе Орск Оренбургской области. Созданию и разрастанию магазина активно способствовал Алексей Смирнов.

Главной задачей 2006 года стало издание «ХХ-летия» «Гражданской Обороны» в ДКГ.

Аудиоверсия юбилейного концерта (CDWYR-042) была выпущена в мае, а DVD — в ноябре-декабре.

В мае 2006 года издан на CD «Парашют Александра Башлачёва» (CDWYR-001) [2] Ермена. Обложку великолепно адаптировал под диджипак с буклетом Антон Очиров. Реставрацию альбомного звука произвёл Александр Репьёв. В качестве видеобонуса к диску был опубликован подготовленный Алексеем Смирновым фрагмент акустического концерта Ермена в Форпосте в 2004 году.

Издание «ХХ лет» «Гражданской Обороны» следует расценивать как официальный концертный «The Best», несмотря на отсутствие в CD-версии песни «Про дурачка». Концертная программа группы была составлена именно как обзор 20-летного пути, начиная с ещё дообороновского «Открове», заканчивая вошедшими в концертную программу последними вещами из «Долгой счастливой жизни».

Издать DVD у нас гораздо сложнее, чем официальный компакт-диск. Диск может издать, например, сам автор, ему для этого достаточно лишь подписать договор с заводом-изготовителем и оплатить тираж. Для издания DVD требуется, помимо прочего, получение прокатного удостоверения в комитете по кинематографии Министерства Культуры РФ. Чтобы получить это самое удостоверение, требуется вместе с видеозаписью [3] будущего DVD предоставить энное количество правильно заполненных бумаг. Без прокатного удостоверения любой DVD считается пиратским. Поэтому, даже когда сам автор издаёт свой DVD, и он является автором и создателем всего (редкий пример такого — DVDWYR-07, где автор и создатель всего — Я-Ха), он должен идти в МинКульт и получать «прокатник» [4]. В иных случаях обычно требуется не одна, а как минимум несколько подписей разных людей в документах, необходимых для получения заветного документа: всех авторов и соавторов, режиссёра, производителя и владельца видео и фонограммы, и т.п.

После завершения подготовки к изданию самого DVD «ХХ лет» (монтаж — Павел Алексеев, изготовление меню и образа диска — Алексей Смирнов), в процессе оформления бумаг один из музыкантов, чья подпись была нужна, неожиданно поставил фактически готовое издание под угрозу. Пересмотрев своё предварительное согласие, он отказался от механически расчисленного мной символического гонорара (строго говоря, при пропорциональном исчислении у этого соавтора получался гонорар порядка 1600р., я округлил его до 3000р.) и попросил гонорар отнюдь не символический. Мне было бы проще о чём-то договориться, если б это был случайный, «левый» человек. Но человек был «свой», проверенный, да и вообще участливый и неравнодушный. Недавно в Москве метро взорвали, так он первый через полстраны позвонил справиться «С тобой всё в порядке?» Но в тот момент облако на него нашло, убедил он себя, уверил, что другие на таких изданиях лопатой деньги гребут, и хотел «справедливости». Я всё пытался донести своё понимание ситуации: несправедливо платить столько «вот за это». Предлагал варианты, которые потребовали бы от меня даже больших расходов, но чтобы требуемый гонорар был начислен за другое (и в этом меня поддержал доблестный «Ур-Реалист», предложив принять участие в предлагаемом издании и «распополамить» расходы). К сожалению, помрачение не проходило: человек выразил желание получить значимую сумму «именно за этот DVD». Требуемая сумма была снижена более чем в два раза, но оставалась внушительной. Я продолжал недоумевать, но был вынужден её заплатить: процесс переговоров съел весь запас времени. В результате обложку DVD не успели напечатать к назначенному сроку — концерту «Обороны» в «Апельсине» 13.11.2006 г. Пришлось экстренно, за сутки до концерта, печатать простенькие обложки, нумеровать их фломастером и вставлять в амареи [5]. К амареям прилагался предназначенный для дорогого издания 24-страничный буклет. К «Апельсину» было изготовлено 100 обложек, и таким образом укомплектованных дисков не хватило всем желающим. Для украинского тура был напечатан дополнительный тираж обложек (в поезде всю дорогу я их собирал). Всего таких амареев с номерными обложками было изготовлено около 330 штук. В декабре, после возвращения с Украины, пришли из типографии и правильные, дорогие обложки — диджипаки и картонные коробки-суперобложки. А в начале 2007 года я перепечатал 24-страничные буклеты, поскольку их первый тираж получился излишне бледным. Егор ещё на концерте в «Апельсине» попросил при первом удобном случае исправить буклет, чтобы его цвета были максимально яркими и насыщенными.

В довершение истории о первом выргородском DVD следует рассказать о появлении в 2009 году «упрощённой версии коллекционного издания». При изготовлении очередного тиража типография по своему почину изменила размер коробки-суперобложки на стандартный, в такую коробку буклет не помещался. Так появилось издание без буклета.

Несмотря на все эти перипетии, с экономической точки зрения «ХХ лет» (суммарно оба издания, CD и DVD) из всех высокобюджетных проектов Выргорода был и остаётся единственным, очевидно «ушедшим в плюс» [6] (т.е. поступления от продаж этого издания больше, чем расходы по этому проекту).

Если вернуться к подготовке первого выргородского видеоиздания, стоит вспомнить следующий эпизод. Алексеем Смирновым был подготовлен черновой вариант внушительного бонуса к видеозаписи концерта. Эта была нарезка из сохранившихся видеозаписей выступлений Гражданской Обороны и Егора Летова в акустике. Каждый год существования коллектива, если от него сохранились записи, был представлен в бонусе двумя песнями — одной в акустике, одной с составом. Егор одобрил идею этого бонуса. Но, ознакомившись с результатом, заключил: «Это получился уже не бонус, а проект отдельного издания. Но надо его хорошо подготовить. Фрагменты концертов обязательно нужно снабдить рассказами и пояснениями. Иначе будет непонятно — к примеру, почему здесь мы так играем. Почему это вообще делалось так. Я прокомментирую, можно ещё Кузьму привлечь…» Таким образом, бонус был отклонён как слишком весомый, а подготовить такое отдельное издание предполагалось к следующему юбилею группы, но так и не удалось.

Всего в 2006 году Выргородом было издано два компакт-диска и один DVD. В 2007 году было издано четыре CD, среди них — главное издание Выргорода.

Алес, март—май 2010

[1] Картонная обложка с треем — держателем компакт-диска.

[2]Для дисков и пластинок не ведётся отдельная нумерация изданий, а продолжается кассетная нумерация. Если альбом выходил сначала на одном аудионосителе, а потом на другом, у него будет один номер: wmс-001 и CDWYR-001 для «Парашюта…», CDWYR-044 и LPWYR-044 для альбома «Зачем снятся сны», и т.д.

[3]Ещё совсем недавно надо было приносить её исключительно на видеокассете.

[4]Сейчас процедура получения прокатного удостоверения ещё более усложнилась. (Прим. янв.2013 г.)

[5]Амарей — пластиковая коробка для DVD.

[6]Надо понимать, что этот арифметический «плюс» является «минусом» с точки зрения экономистов-практиков, у которых «плюсом» считается доход сверх гипотетических выплат по коммерческому кредиту (будем считать это неким «бизнес-эквивалентом» поправки на инфляцию). Разумеется, банковский кредит под издание был бы невозможен, с издания его нельзя было бы выплатить. Следует сказать спасибо всем друзьям, бескорыстно кредитовавшим меня в 2003-2006 гг.: Алексею Смирнову, Анне Салтыковой, Зинаиде Оборневой, Александру Шевчуку, и Олегу Ковриге, «прикрывшему» меня в экстремальной ситуации в 2007 году.



Алес
Разработка и cопровождение - Выргород