Заговоры. Рада Анчевская представляет новый альбом группы РАДА И ТЕРНОВНИК

На обложке изображен лабиринт, в котором находится эмбрион, - эмбрион нашего сознания, которое движется по запутанному пути различных верований, сказок, легенд, обрядов. Этот альбом нельзя назвать посвящением славянском фольклору, что видно даже по составу инструментов - австралийский диджериду, кельтская арфа... Это лабиринт образов, которые кочуют по сказкам всего мира.

[:b:]А Не Быть Ветрам/Говорила, Говорила...[:/b:]
Эта песня уже была в альбоме [:b:]"Женитьба"[:/b:], но мы ее переписали, сделали жестче - подключились тибетские трубы дунчены, появились барабаны... Мне показалось, что такое звучание больше соответствует песне.

[:b:]Чуяла Птица[:/b:]
Абсолютно новая вещь - современный вариант свадебной песни, которые в старину в большинстве своем были очень печальными. И верно: девушку отправляли не пойми куда, неизвестно было, увидят ли ее еще родные и подруги. Поэтому эти песни перекликались с поминальным плачем, даже лексика сходная. Фишка песни еще и в сочетании рожка, на котором играет Сергей Старостин, с горловым пением Дмитрия Глобы.

[:b:]Змеи[:/b:]
Песня родилась после прочтения "Заговора от змея огненного, летающего ко вдовице", взятого из книги "777 заговоров русского народа". Подействовал сам образ огненной змеи, влетающей в трубу. Кокетливая песня.

[:b:]Княгиня[:/b:]
Это ответ на народную песню "Выходил Князь Молодой" - ее женский вариант. Княгиня в песне - не совсем женщина, это персонификация сил природы. Здесь участвует Сергей Летов, который играет на саксофоне "шпионскую музыку", которая напомнила мне саундтрек к фильму "Последний дюйм". Сергей говорил потом, что это для него - новый этап, потому что джаз в альбоме он играл только в "Траве", а в других песнях - "Ветрено", "Сероглазка", "Солнце Ясно" - исполнял совершенно другую, непривычную для себя музыку.

[:b:]На Озерах Лёд[:/b:]
Довольно мощная по звуку композиция, в которой полухардовый стиль сочетается с акустической вставкой в середине, где звучит еще и арфа. На концертах мы ее не играем - песня была записана специально "под альбом".

[:b:]Ветрено[:/b:]
Очень красивый трек. Переплетение мелодий саксофона Летова и его же флейты, которая, кстати, очень низким звуком играет. Даже не знаю, как это называется. Бэкграундом идет арфа Насти Паписовой. Получилось совершенно фэнтэзийное сочетание.

[:b:]Холодно (Плач)[:/b:]
Самая сильная, на мой взгляд, вещь на альбоме. Это современный плач, который родился после того, как я послушала аудиокассету с плачем, записанным в деревне. Плачет бабка, судя по голосу, очень старая. Сначала она просто что-то рассказывает, потом начинает петь... Меня поразили очень суровые переходы - от высоких-высоких нот до низкого хрипа. Мы даже хотели вставить кусочек в альбом, но потом передумали, потому что это сильно бьет по мозгам, по эмоциям. Просто удар ниже пояса. Песня была записана за раз, я наговорила то, что выплеснулось в потоке сознания. И больше там ничего не менялось. Одна из основных тем играется на ганлине, который используется в буддийском ритуале, когда йогин идет на кладбище, призывает голодных духов, чтобы предложить свою плоть. Очень душераздирающий звук.

[:b:]Горем Запорошена...[:/b:]
Еще одна вариация на фолк-роковую тему. Здесь Сергей Старостин играет на калюках - русских народных духовых. Хорошая, крепкая композиция.

[:b:]Липкие Пальцы[:/b:]
Песня уже выходила в альбоме [:b:]"Книга О Жестокости Женщин"[:/b:]. Здесь звучит иная ее версия, без скрипок и прочего. Более светло и прозрачно, - с течением времени песня стала звучать для меня по-другому...

[:b:]Трава[:/b:]
Вариант заговора. Я не думала, что "трава" будет восприниматься в растаманском понимании. В данном случае имелась в виду дурман-трава. Это отрицание боли, несчастий: "Туман глаза застилает. Боль уходит". На заднем плане идут наговоры горловым пением, издевательский джазовый саксофон Летова и мои вокальные эксперименты.

[:b:]Улетая[:/b:]
Вольная импровизация на тему японских хокку. Основная тема взята из Догэна - поздняя осень, улетающие листья... Пожалуй, по музыке это моя любимая песня в альбоме.

[:b:]Солнце Ясно[:/b:]
Солнце обычно ассоциируется с мужиком. А у нас это - красная девушка, которая проходит над землей и видит сплошные несчастия.

[:b:]Сероглазка[:/b:]
По тексту - слияние "Сероглазого короля" Ахматовой и сказочной темы о третьем глазе, который никогда не спит. Полуакустическая композиция с красивой арфой, которая завершает альбом.

Рада Анчевская
FUZZ №5/2006